Уникальный памятник архитектуры — Блог Исторического музея

Уникальный памятник архитектуры

Покровский собор на Красной площади давно уже стал неофициальным символом не только Москвы, но и России. ​ Он был поставлен в 1555–1561 гг. по повелению царя Ивана Грозного и благословению митрополита Макария как обетный храм в память о Казанском взятии (1552 г.). В те времена на Руси памятников в нашем понимании не было: у нас не ставили ни триумфальных арок, ни памятных колонн, еще не появились скульптурные памятники, но по древней традиции в честь важных государственных событий – рождения наследника престола или больших военных побед – на Руси ставили храмы.

После долгой осады, в Покров день – один из самых почитаемых у нас праздников – начался штурм Казани. На следующий день город был взят. Праздник Покрова Богоматери усиливал ощущение сакральности этого события. Военный мемориал, поставленный​ ​ в честь этой победы, был освящен во имя Покрова Богородицы. Со временем собор стал не только памятником победе,​ он стал настоящим храмом-памятником в самом широком смысле этого слова.​ А в 1990 году он был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как уникальный памятник архитектуры.

Уникальный – значит такого и похожего на него нет. Чем же он отличается от других памятников? Какие архитектурные типы церквей были до собора?  С глубокой древности в христианстве известны разнообразные по композиции храмы: прямоугольные базилики, круглые ротонды, крестово-купольные. Последний тип, заимствованный из Византии, получил широкое распространение на Руси. С XVI в. у нас начинают возводить каменные столпообразные церкви, перекрытые высоким шатром.

Покровский собор на Красной площади давно уже стал неофициальным символом не только Москвы, но и России. ​ Он был поставлен в 1555–1561 гг. по повелению царя Ивана Грозного и благословению митрополита Макария как обетный храм в память о Казанском взятии (1552 г.). В те времена на Руси памятников в нашем понимании не было: у нас не ставили ни триумфальных арок, ни памятных колонн, еще не появились скульптурные памятники, но по древней традиции в честь важных государственных событий – рождения наследника престола или больших военных побед – на Руси ставили храмы.

После долгой осады, в Покров день – один из самых почитаемых у нас праздников – начался штурм Казани. На следующий день город был взят. Праздник Покрова Богоматери усиливал ощущение сакральности этого события. Военный мемориал, поставленный​ ​ в честь этой победы, был освящен во имя Покрова Богородицы. Со временем собор стал не только памятником победе,​ он стал настоящим храмом-памятником в самом широком смысле этого слова.​ А в 1990 году он был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как уникальный памятник архитектуры.

Уникальный – значит такого и похожего на него нет. Чем же он отличается от других памятников? Какие архитектурные типы церквей были до собора?  С глубокой древности в христианстве известны разнообразные по композиции храмы: прямоугольные базилики, круглые ротонды, крестово-купольные. Последний тип, заимствованный из Византии, получил широкое распространение на Руси. С XVI в. у нас начинают возводить каменные столпообразные церкви, перекрытые высоким шатром.

Вид Покровского собора со стороны Красной площади
Вид Покровского собора со стороны Красной площади

Что же особенного в архитектуре Покровского собора? Когда осматриваешь собор с улицы, то сразу понять его устройство невозможно.​ В первый момент строение кажется ассиметричным, но очень красивым и пропорциональным, устремленным ввысь. У него множество разноцветных глав, но совершенно непонятно, один ли это объем или несколько, и только когда попадаешь внутрь, понимаешь, что каждая глава венчает отдельную церковь.

Аркада вокруг подклета собора
Аркада вокруг подклета собора

Покровский собор состоит из девяти самостоятельных столпообразных церквей, стоящих на едином основании – подклете. В древности он был опоясан красивой открытой аркадой, сохранившейся частично с северной, западной и южной сторон. В плане подклет почти повторяет второй ярус, и стены его очень мощные: ширина их в некоторых местах достигает трех метров. Его предназначение – «держать» тяжелые кирпичные церкви.

Вид Покровского собора с южной стороны
Вид Покровского собора с южной стороны

Второй ярус представляет собой строгую симметричную композицию из девяти столпообразных церквей. В центре располагается самый высокий храм. Высотность ему придает восьмигранное пирамидальное завершение – шатер. Вокруг него стоит восемь чередующихся – четыре больших и четыре малых – храмов. Большие церкви ориентированы по сторонам света: храм, увенчанный бело-голубой главой, «смотрит» на Красную площадь, на север; красно-белой – на Москву-реку, на юг; желто-зеленой – на восток, на Средние торговые ряды; и красно-зеленой – на Кремль, на запад.​  Между ними – меньшие по размеру церкви, ориентированные по промежуточным сторонам света.

Собор поставлен в честь взятия Казани, но и сам по себе он представляет собой летопись Казанского похода. В настоящее время точно можно говорить о пяти церквах собора, которые отмечают самые важные события этой военной кампании. Первая крупная победа была одержана русским войском в день памяти святого Александра Свирского, который по старому стилю приходился на 30 августа (12 сентября), и малую юго-восточную церковь освятили во имя этого святого. В этот же день отмечается день памяти Трех​ патриархов Константинопольских – Александра, Иоанна и Павла Нового, которым посвятили северо-восточную церковь. Северо-западная церковь отмечает память святого Григория Армянского, в день памяти которого, 30 сентября (13 октября), был осуществлен подрыв Арской башни Казанской крепости, что облегчило захват города. Северная церковь освящена во имя святых Киприана и Иустины, день памяти которых пришелся на день взятия Казани​ 2 (15) октября.​ В благодарность за помощь и заступничество Богоматери, ее «Покрову» в одолении врага, центральная церковь и весь собор освящены во имя Покрова Богоматери, который отмечается 1 (14 октября).

План второго яруса Покровского собора
План второго яруса Покровского собора

Если посмотреть на собор сверху, то в плане шатер центральной церкви представляет собой восьмиконечную звезду. Эту же звезду можно увидеть на плане второго яруса собора – она составлена из церквей, опоясывающих центральную церковь. Восьмиконечная звезда в иконописи – это один из символов Богоматери, и Покровский собор не случайно часто называют Богородичной иконой в камне.

Внешняя обходная галерея
Внешняя обходная галерея

Пояс окон – это внешняя обходная галерея, которая находится на втором ярусе и снаружи объединяет все церкви. Сначала галерея была, как и задумывалось, открытой, и являлась гульбищем. По нему в большие праздники вокруг всех церквей можно было обойти собор крестным входом, не спускаясь на землю. Из-за нашего сурового климата в конце XVII века гульбище перекрыли,​ ​и крестные ходы по нему стали невозможны.​ Чтобы арки, опирающиеся на наружный парапет, могли держать кирпичные своды, внешнюю стену пришлось значительно укрепить и расширить, и галерея стала слишком узкой для хождения.

Внутренняя обходная галерея.
Внутренняя обходная галерея.

Эта галерея хорошо видна на плане собора. Она как бы «собирает» все церкви, объединяет их в единый ансамбль. На нем же видно, что внутри собора все церкви стоят отдельно одна от другой, но соединены многочисленными внутренними проходами. Сначала они​ могут показаться хаотичными, но, наряду с кругом внешней галереи, можно заметить широкое кольцо вокруг центральной церкви. Это внутренняя обходная галерея, которая объединяет центральную церковь с остальными. У каждой из них свое посвящение. В древности расписание богослужений в них могло различаться, и вокруг каждой церкви собора можно​ было обойти отдельным крестным ходом.

Итак, первоначально собор представлял собой единый ансамбль, в основе которого лежала центрическая композиция из девяти самостоятельных, отдельно стоящих вокруг центральной шатровой церкви храмов. Они были  объединены единым основанием – подклетом, внутренней и внешней обходными галереями. До собора план подобного центрического храма был известен лишь из чертежей итальянских зодчих, но ничего подобного ни в Западной Европе, ни где-либо еще построено не было. Но именно эта композиция многопрестольного храма лучше всего подошла царю Ивану Грозному и митрополиту Макарию для воплощения в архитектуре многочисленных смыслов, заложенных в программные посвящения собора: это и обетный храм в память об освященной Богоматерью победы русского воинства над Казанью, и Богородичный храм, и летопись Казанского похода, и Троицкий храм, и образ Небесного града Иерусалима.